Блог о путешествиях и мероприятиях | Leto Yachting&Catering

Речное кораблекрушение, погубившее больше 1000 жизней. Будь проклят, капитан!

В 1910 году в Англии было раскрыто страшное уголовное дело. Врач-дантист убил свою жену, расчленил ее тело и зарыл в подвале собственного дома. Понимая, что содеянное не сойдет ему с рук, Харви Криппен (а именно так звали убийцу) бежал из Англии вместе со своей любовницей, которая служила в их доме горничной.
По поддельным документам, парочка купила билеты на лайнер Монроз, следовавший из Ливерпуля в Канаду. Они представились отцом и сыном. Любовница Криппена была загримирована под юношу, но, видимо, не совсем удачно, так как капитан лайнера смог легко опознать их. Вся Англия в те дни была оклеена портретами разыскиваемых преступников и женская фигура "юноши" сильно бросалась в глаза.
Капитан Кендалл
Капитан Кендалл
На борту лайнера в те годы уже была установлена радиостанция, по которой капитан Кендалл и связался со Скотлэнд Ярдом. Сыщики обогнали Монроз, следовавший через Атлантику, на другом быстроходном лайнере и в порте Фазер Поинт поднялись на борт Монроза. Преступники были арестованы и отправлены в Англию на другом корабле. Когда поицейские выводили Харви Криппена с борта, тот обернулся на капитана Кендалла, с ненавистью посмотрел на него и сказал: "Ты выдал меня, капитан, и за это жестоко пострадаешь на этом самом месте. Будь проклят, капитан!"

Так начинается история гибели прекрасного лайнера Императрица Ирландии, унесшего почти 1000 жизней.

Многие наивно полагают, что судоходство на реках намного безопаснее, чем в морях. Однако история гибели Императрицы, пересекшей атлантику и затонувшей в реке буквально за несколько минут, говорит об обратном.
Лайнер Монроз
Лайнер Монроз
Карьера капитана Кендалла и без того летела вверх. Потомственный моряк нес свою службу безупречно, а ситуация с поимкой кровавых преступников практически возвела его в ранг национального героя. Так в 41 год он получил под свое командование лучший лайнер канадской судоходной компании - Empress of Ireland (Императрица Ирландии).
Лайнер Императрица Ирландии
Лайнер Императрица Ирландии
29 мая 1914 года Императрица Ирландии следовала по своему обычному маршруту по реке Св. Лаврентия. Это потрясающее судно длиной 167 метров, шириной 20 метров и водоизмещением в 20 тысяч тонн производило впечатление плавучего города. На борту было около полутора тысяч человек, 420 - членов экипажа и 1057 - пассажиров. Судно совершало регулярные рейсы через атлантику и имело великолепную репутацию у пассажиров. Его роскошные салоны, просторные каюты и высококлассный сервис делали его лучшим судном своего класса и лидером по продаже билетов.
Интерьер лайнера
Интерьер лайнера
Это был непростой рейс для капитана Кендалла. На борт Императрицы были загружены серебряные слитки общей стоимостью около миллиона канадских долларов. Кроме того, среди пассажиров первого класса было в этот раз много знаменитостей, которые требовали непосредственного присутствия капитана на вечерних увеселительных мероприятиях в салонах корабля. Кендалл являлся на светские мероприятия при полном параде и был вынужден проводить вечера в беседах на модные темы. Этого капитан не любил.

Около двух часов ночи пароход двигался со скоростью 18 узлов буквально в семи милях от мыса Фазер Пойнт. Внезапно с берегов Квебека на воду начал опускать густой туман. Впередсмотрящий, понимая, что видимость падает с каждой минутой, послал за капитаном.

Капитан Кендалл, поднявшись на мостик, дал указание сбросить скорость до 15 узлов, и в этот момент раздался крик матроса из "вороньего гнезда". Справа по борту появились огни встречного корабля. Расстояние до него составляло около 6 миль и капитан дал приказ изменить курс на 26 градусов вправо, с тем расчетом, чтобы разойтись с встречным судном левыми бортами.

Когда расстояние между судами составляло около двух миль, с мыса Фазер Поинт начала спускаться полоса еще более плотного тумана. Стало понятно, что туман накроет движущиеся навстречу друг другу суда именно в момент расхождения.

Навстречу Императрице Ирландии шел норвежский корабль Сторстад, груженый одиннадцатью тысячами тонн угля. Капитан его был в своей каюте, а за штурвалом стоял старший помощник. Когда видимость стала практически нулевой, рулевой, согласно приказа, вызвал на мостик капитана, однако не сообщил ему о судне, двигающемся встречным курсом вниз по реке. А Императрица в тот момент уже была укрыта густой пеленой тумана.
Углевоз Сторстад
Углевоз Сторстад
В этот момент на Императрице Ирландии капитан Кендалл дал приказ отработать назад, потом дал предупредительный гудок о том, что штурвал его судна переложен на правый борт и начал передний ход. Однако уже через 2 минуты после этого капитан с ужасом увидел, что с правого борта на него прямым курсом надвигается неизвестный корабль. Рации на Сторстаде в те годы еще не было. Радио тогда был инновацией и еще не все верили в его пользу и работоспособность.

Бронированный нос Сторстад, с усиленным набором шпангоутов для хождения во льдах, с силой ударил в правый борт Императрицы. Раздался страшный скрежет металла, искры летели во все стороны. Правый якорь углевоза сыграл роль консервного ножа и разрезал борт пассажирского лайнера. Нос углевоза на несколько метров вошел в корпус Императрицы, мгновенно раздавив многих пассажиров второго класса и разрушив угольную яму лайнера.
Схема крушения
Схема крушения
Как только суда столкнулись, капитан Кендалл выбежал на мостик и через рупор кричал норвежцу: "Не отходите назад! Работайте полным ходом вперед!" Он прекрасно представлял объем пробоины и знал, что, если углевоз выдернет нос из неё, его лайнер будет обречен. Но в это время, капитан Сторстада уже кричал ему в ответ: "Моя машина работает задним ходом! Ничего не могу сделать!" Ведь за несколько секунд до столкновения он уже отдал приказ "Полный назад".

Через минуту, Сторстад со скрежетом выдернул нос из пробоины Императрицы и отошел назад. В это мгновение в развороченный борт парохода хлынули тысячи тонн воды. Площадь пробоины составляла 350 квадратных футов и каждую минуту в нее поступало 300 тонн воды.
Так тонула Императрица
Так тонула Императрица
Джон Боулер, пассажир третьего класса: "За мгновение до удара я открыл иллюминатор каюты и оцепенел от ужаса! Из тумана на нас надвигался огромный нос какого-то корабля. Он врезался в нас где-то рядом с моей каютой. Я мгновенно оделся и выбежал из каюты в коридор. Там меня сразу же сбила с ног бегущая толпа. Если бы я не обладал достаточной физической подготовкой, я бы никогда оттуда не выбрался".
Очевидцы рассказывали, что капитан Кендалл во время крушения делал всё, что мог для спасения судна и пассажиров. Он отдал приказ команде будить пассажиров и выводить на верхнюю палубу, выламывать двери кают, если никто не отвечает, спасать сначала женщин и детей. Он сохранял хладнокровие и заставлял команду действовать спокойно и правильно. После этого он хотел попытаться выбросить корабль на мель, позвонил в машинное отделение, чтобы узнать сколько еще можно выжать из затопляемых паровых машин, но правый котел был разрушен при ударе, а вода стремительно заливала машины. Это был конец. Капитан отдал приказ "Приготовиться покинуть судно".

Кендалл отправился лично на палубу, чтобы отдать винтовые стопоры шлюпок, но успел освободить лишь 4 шлюпки.
Джеймс Грант, врач-хирург лайнера: «Столкновение было настолько неожиданным, что сотни пассажиров так и остались на своих кроватях, а другие оказались в западне в собственных каютах,— пассажиры провели на судне всего один день и еще не успели изучить расположение его помещений. В панике многие не смогли даже найти выход из коридора на верхние палубы. Это и явилось причиной того, что число жертв катастрофы оказалось столь ужасным».
Последние минуты
Последние минуты
В этот момент радист Императрицы Ирландии уже передавал сигнал SOS на мыс Фазер. Он знал, что ночные вахты всегда достаются младшим неопытным радистам. Он передавал медленно. Рассчитывая, что разбуженные старшие радисты примут сигнал sos. "Готовьтесь принять SOS! У нас страшный крен. Мы в 20 милях от Римуски". Сигнал SOS Императрица Ирландии успела передать всего один раз. Всего через 8 минут после столкновения вода затопила динамо-машину и на корабле погас свет. В эту секунду на помощь лайнеру вышли два спасательных корабля Юрека и Леди Эвелин.

Углевоз Сторстед получил повреждения носовой переборки, но они не были критичными. Из тумана слышались крики тонущих в воде людей. Капитан приказал спустить на воду все четыре спасательные шлюпки и отправил команду спасать людей. На борту Императрицы было 36 шлюпок. Но из-за быстротечности катастрофы на воду смогли спустить только 4 шлюпки, стопора которых предварительно освободил капитан. Остальные шлюпки обрушились с борта при сильном крене и были уничтожены.

Люди спасались ценой невероятных усилий, пытаясь удержаться на борту любыми способами. Многие были сброшены в ледяную воду и пытались удержаться на плаву. Императрица продержалась на плаву всего 17 минут.

В момент, когда ее трубы плашмя коснулись воды, произошел взрыв паровых котлов. Судно содрогнулось в последней предсмертной судороге. Люди, барахтавшиеся в воде, кочегары и пассажиры, остававшиеся на борту были обожжены паром и погибли на месте.
Канадский пассажир видел и описал последние минуты жизни актера Лоуренса Ирвинга: «Милая, поторопись! Нельзя терять ни минуты!» — сказал Ирвинг своей жене. Госпожа Ирвинг заплакала, а он полез на шкаф за спасательным нагрудником. В эту секунду лайнер внезапно и сильно повалился на борт, и Ирвинга отбросило к двери каюты. Он ударился лицом о дверной косяк — из рассеченной скулы хлынула кровь. С госпожой Ирвинг случилась истерика. «Не волнуйся, дорогая», — сказал актер, снимая ее руки со своих плеч и надевая на нее нагрудник. Потом он взял ее на руки и понес по трапу на верхнюю палубу. Я спросил, нужна ли ему моя помощь. Ирвинг улыбнулся и ответил: «Позаботься сначала о себе, старина!» «Да сохранит вас обоих бог!» — сказал я и прыгнул за борт. В воде я уцепился за плавающую скамью. На накренившейся и уходившей под воду палубе я видел две обнявшиеся фигуры. Лоуренс Ирвинг целовал свою жену». Позже тело актера было найдено в воде. В правой его руке был зажат цветной лоскут — кусок ночного халата жены.
Взрывной волной капитана Кендалла смыло с борта Императрицы. Он держался за обломок корабля и с ужасом наблюдал как его судно идет ко дну. В голове его звучали слова убийцы Криппена: "Будь проклят капитан! Ты пострадаешь на этом самом месте."

Капитана подобрала шлюпка с парохода Леди Эвелин, Кендалл принял ее под свое командование и многократно возвращался на место крушения, спасая выживших.
Позже в своем отчете Кендалл писал: «Большинство из плававших в жилетах, к кому я подходил на шлюпке, были уже мертвы. Я сам проверял их, чтобы точно определить, теплится ли в них жизнь».
Спасательные корабли подошли слишком поздно. Вода в заливе имела температуру всего 5 градусов по Цельсию. Всего на борту Императрицы Ирландии погибло больше 1000 человек: 840 пассажиров и 172 члена экипажа. Погибли все офицеры лайнера. Из 700 пассажиров 3го класса - 600 даже не смогли выбраться на верхнюю палубу. Из 138 детей, находившихся на борту спасли всего четверых.

Эта страшная трагедия произошла на реке. И унесла больше жизней, чем катастрофа Титаника. Это не конец истории. Есть еще множество потрясающих свидетельств очевидцев, показаний в суде и других важных деталей. Если интересно, напишите в комментариях и я сделаю продолжение этой статьи. А сейчас пора заканчивать. Получилось и так много.
Истории