КОЛЕСНЫЕ ПАРОХОДЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ НА ВОЛГУ

Колесный пароход – предмет старины. Так мы привыкли его видеть. Романтика прошлого, ушедшая эпоха и ее технологии.
Колесный пароход – предмет старины. Так мы привыкли его видеть. Романтика прошлого, ушедшая эпоха и ее технологии.
Однако как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. И в случае с колесными пароходами это так и есть.
В далеком 2003 году один фанат парусного спорта и вообще любых необычных лодок, взял и построил маленький катер с колесным приводом. Это был чистый эксперимент. Проект без бюджета. Просто проба пытливого ума.
Создатель первого катера с колесным приводом
Создатель первого катера с колесным приводом Константин Лапшин
Немало шуток и сарказма сопровождало строительство. Пароходик вышел страшненьким и угловатым. На первых порах его скорость составляла 5 км/ч, что иногда равнялось скорости самого течения. В первые годы кораблик сопровождали бесконечные поломки. Ломалось все. Двигатель, ходовая, рулевая. Все. Но пароходик ходил. Каждый день.
Колесный пароход Баламут
Колесный пароход Баламут, 2004 г.
Колесный пароход Баламут был построен в 2002 году Константином Лапшиным, конструктором-любителем и строителем по образованию.
В детстве, он занимался в простом советском яхт-клубе, где преподавали множество предметов: парусное и такелажное дело, правила парусных соревнований, лоцию, навигацию, устройство корабля и множество других.
Тогда в яхт-клубах много строили. Ремонтировали мачты, клеили рули, доводили лодки до гоночных характеристик. И все делали своими руками. Эти знания тогда, в детских парусных школах, преподавались настолько глубоко, что Константин принял участие в проектировании и строительстве множества яхт и моторных катеров.
Среди самых известных проектов, в создании которых участвовал Константин, парусная шхуна Гелон. 22 метра длины. 64 тонны веса.
Шло время. На Волге начали сдавать яхты в аренду. Прекрасные, белоснежные яхты. Стояли у пирса. А мимо них каждый день, в одно и тоже время, шлепал колесами, пыхтя от натуги, маленький пароходик Баламут.
Колесный пароход Баламут. Вид с борта.
Гости на колесном пароходе Баламут
Камин на колесном пароходе Баламут
Яхты стояли. Баламут работал. Катал людей, даря им праздник и новые впечатления. Шуток становилось меньше. На место сарказма пришел сначала интерес, а потом удивление. Как объяснить тот факт, что белоснежные фирменные яхты с идеальной отделкой и дорогущим оборудованием стоят без работы, а маленький смешной пароход работает без выходных?
Колесный пароход Баламут
Колесный пароход Баламут, 2005 г.
Ответ дали гости. Здесь, на Волге, им нужно было другое. Не крен парусника и свист ветра в парусах, а мирное наслаждение красотой природы в уютном кругу за одним столом. Колесник устроен так, что двигатель не мешает беседам, а шашлык можно жарить прямо на ходу. На колесном пароходе ваш отдых начинается, как только вы ступили на борт.
Не нужно ждать, когда корабль отойдет от берега и достигнет нужной точки путешествия. У колесников нет финальной точки. Он и есть эта точка. Мы не ищем берега и свободные поляны, не летим до хорошего места с ревущим мотором.
Мы впитываем удовольствие на ходу. Как только отошли от берега. Вся Волга принадлежит нам. Мы купаемся прямо на ходу, зацепившись за длинную веревку, едем за кораблем в бурлящем кильватере. Нам можно. У нас нет винта.
Жарим шашлык в кокпите и наслаждаемся лениво меняющимся видом за бортом. У нас есть зона загара и танцев, зона барбекю на корме, горячий душ для осенних заплывов подводных охотников и даже камин для живого тепла. Мы зависаем между берегами, плаваем в озерах и на широких разливах. Мы свободны. Нам не нужен берег. 

Здесь описание путешествия выходного дня на колесном пароходе Цыганка. Если интересно, почитайте.

Колесные пароходы сегодня

"Постепенно ушли все поломки у прототипа. Решилось множество технических проблем. 20 лет мы улучшали конструкцию и теперь можем строить идеальные колесные пароходы. "
На сегодняшний день их построено уже около 15. Постепенно ушли все поломки у прототипа. Решилось множество технических проблем. Сейчас Баламут ходит со скоростью 15 км/час, и это при его не совсем удачных обводах. 20 лет мы улучшали конструкцию и теперь можем строить идеальные колесные пароходы.
Колесный пароход – в качестве частного маломерного судна, идеален. Попробую перечислить и описать его преимущества:
Стальной корпус. Важный пункт для катера. Колесники без проблем зимуют во льду, без ущерба для днища. Подъем и ремонт днища – раз в 5 лет. Наш последний подъем был в мае 2022. Результат - еще 5 лет у нас точно есть. Кораблю на тот момент было уже 15 лет. Без замены днища.
Колесный пароход Цыганка зимует во льду
Зимовка корабля
Колесный пароход Цыганка зимой
зимовка колесного парохода
Двигатель. От автомобиля. Стоит дешево, в ремонте несложный. Расход топлива – 4 литра в час. Это одно из самых больших преимуществ.
Колеса. Нет винта – уже плюс. С колесами – это передний привод. А значит и управляется судно гораздо лучше винтовых. Колеса, цепи и прочие части ходовой за 15 лет не потребовали замены ни разу. Только расходники.
Колесный пароход Цыганка
Комфорт. Колесный пароход – катер для отдыха. Его проектировали специально для путешествий и праздников. Мы учли все нюансы: убрали двигатель подальше от людей, чтобы не мешать; сделали большую удобную кухню, уютную кают-кампанию для всех, организовали барбекю зону на борту, чтобы не причаливать к берегу.
Колесный пароход Цыганка
Осадка. Осадка колесного парохода – всего 40 см. Мы протиснемся в любую протоку, причалим к любому берегу. Пройдем там, где кроме нас и маленькой весельной лодки не будет совсем никого.
Протока реки Волга
А вообще такой катер нужно попробовать. Колесные пароходы есть только в Саратове. А по настоящему, по судовому билету, они называются катерами с колесным приводом. И, конечно, у нас нет парового двигателя. Зато есть много жигулей и даже один мерседес.
Эти удобные, красивые и недорогие (что важно!) в эксплуатации катера множатся сами. Они нравятся людям. А это самый главный показатель.

Мы строим колесные пароходы и работаем на них с 2005 года. Если есть вопросы по конструкции судна или другим техническим характеристикам – пишите нам, с удовольствием ответим.
Анастасия Голубева, капитан Цыганки